Котлы для отопления.
Котлы для отопления.

Отопительные котлы

 

Когда мы говорим «дом», то предполагаем, что в нем тепло и светло. В наших климатических условиях просто не обойтись без отопления в холодный период. Поэтому одна из забот по созданию уюта и комфорта – выбор способов и средств отопления помещений, где мы проводим довольно много времени. Времена печного отопления постепенно отошли в прошлое. Сейчас в каждом доме есть система отопления, составляющей частью которого является котел. В основном во всех случаях под отопительным котлом понимают устройство, в котором при подаче воздуха путем управляемого сжигания любого вида топлива полученная тепловая энергия передается теплоносителю. Исключением являются только электрокотлы.

Конечно же основная классификация котлов производится по типу применяемого топлива в качестве энергоносителя. Наблюдая за статистикой популярности котлов под тот или иной вид топлива, можно смело делать вывод об экономических выгодах использования и доступности энергоносителя, т.е. топлива.

Итак, начнем с самых безопасных с точки зрения пожароопасности котлов. Электрокотлы – действительно наиболее безопасные котлы, т.к. нет открытого пламени. Они экологичны и просты в эксплуатации. Однако никто не отменяет требований к проводке, особенно если речь идет о прокладке трехфазной сети и оформления разрешительных документов на нее. Плюс установка предохранительных автоматов. Большое энергопотребление является недостатком, которым не следует пренебрегать при нынешних ценах на электроэнергию. Стабильность подачи электроэнергии ставит пользователя в зависимое положение от внешних факторов, на которые он повлиять не в силах. Но в качестве резервного источника тепла и для небольших помещений в многоквартирных домах это может быть наиболее оптимальным решением.

Газовый котел до недавнего времени был наиболее оптимальным вариантом по удобству эксплуатации и цене того самого топлива. Газовое отопление можно считать наиболее экологичным среди котлов с камерами горения, т.к. газ сгорает почти полностью. Учет расхода происходит по счетчику. Подача топлива – по газовым магистралям. КПД таких котлов достаточно высок. Котлы просты в эксплуатации, но к ним повышенные требования пожарной безопасности, разработки проектной документации и регулярности профилактики. Учитывая текущие цены на газ становится понятно, что необходима альтернатива.

Жидкотопливные котлы не особо популярны, но и они заслуживают внимания, т. к. предполагается некоторая автономия от регулярности подачи энергоносителя. Для обеспечения топливом необходимо озаботиться резервуарами для дизельного топлива или мазута и особыми условиями их размещения равно как и закупкой-доставкой топлива к месту хранения. Использование таких котлов влечет за собой неудобства, связанные с резким запахом от резервуара для хранения, проливом топлива, регулярным контролем его наличия в подающей в котел емкости. И, конечно же, он менее экологичен, чем электрический и газовый. Несмотря на то, что КПД такого котла очень высок, главный вопрос опять о стоимости топлива. Нехитрый расчет позволит понять, что использование жидкотопливных котлов на постоянной основе в настоящее время мягко говоря нецелесообразно.

Комбинированные котлы на двух-, трех- или даже четырех видах топлива изготавливаются и применяются. Однако, слишком много «если» при проектировании под них отопительной системы, их установке и эксплуатации. Чем больше видов топлива предполагается использовать, тем ниже КПД использования каждого из видов топлива. Потери КПД обычно составляют 20 и более процентов в сравнении с КПД аналогичного топлива в монокотлах. К тому же все современные комбинированные котлы энергозависимы из-за сложной системы управления и контроля, т.е. без подачи электроэнергии работать не будут. Их стоимость, затраты на обслуживание и ремонт очень высоки. Посему их использование целесообразно при гарантированных перебоях с основными недорогими видами топлива, но только не с электричеством.

А теперь о наиболее востребованных и популярных твердотопливных котлах. К этой группе относится все оборудование, где в качестве топлива может быть использовано дерево, каменный и бурый уголь, а в некоторых случаях даже кокс, брикеты из высококачественного биотоплива (опилки, кора, солома и пр.). Для каждого вида топлива существует специализированная конструкция камеры сгорания и общей конструкции. Спрос на него определяется зональными особенностями и потребностями. Регулировка в котлах может быть как автоматическая, так и ручная. Обслуживание достаточно трудоемкое, но компенсируется относительно приемлемыми ценами на топливо, что, как отмечалось выше, является в настоящее время главным фактором, определяющим целесообразность установки того или иного котла. Есть и определенные неудобства эксплуатации, например, жесткие требования к вытяжной системе, наличие площадей, защищенных от осадков, для складирования и хранения топлива, регулярный контроль за процессом горения топлива в камере, ручная регулировка тяги и пр. Но преимущества налицо – максимальная автономия от поставок энергоносителя извне и независимость от подачи электроэнергии. Даже сравнительно низкий КПД перекрывается преимуществами их использования.

Отдельно хочется остановиться на пиролизных котлах под биотопливо, где принцип действия основан не на прямом горении топлива, а на горении газа, который выделяется от высокотемпературного нагрева топливного брикета. Не стоит рассчитывать на использование пиролизных котлов для обогрева большого дома со сложной системой транспортировки теплоносителя, но для компактных помещений они подходят идеально. К тому же использование пиролизных котлов для обогрева только определенных небольших помещений вполне соответствует идее экономии энергоносителей и позволяет обогревать помещения по мере необходимости.

Существуют еще классификации котлов: по мощности (промышленные и бытовые), по способу установки (напольные и навесные), по количеству контуров (одно- и двухконтурные), по материалу исполнения теплообменника (стальные, чугунные, медные и пр.), по температурному режиму, по типу горелки и пр, и пр. Однако, это все частности. Основным фактором является окупаемость оборудования и целесообразность его использования на ближайшую перспективу.